25 ноября 2010 года исполнилось 125 лет Мыржакыпу Дупатову. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в одном из своих интервью журналу «Абай» сказал: «Юбилеи мы должны праздновать для того, что-бы извлекать уроки истории и учиться величию у великих».

 

ЭТО ИМЯ ОСОБЕННО ДОРОГО НАШЕМУ ВУЗУ

В распоряжении премьер-министра Республики Казахстан от 4 марта 2009 года № 31 «О перечне юбилеев и памятных дат, проводимых на республиканском уровне в 2009-2011 гг.» названы такие видные деятели казахстанской земли, как Чокан Валиханов, Мыржакып Дулатов, Григорий Потанин, Бауржан Момышулы.

Конечно же, нам, нашим студентам и всему нашему университету, особенно дорого имя Мыржакыпа Дулатова - выдающегося поэта, писателя, публициста, просветителя-педагога, одного из лидеров партии «Алаш-Орда». Именно его имя с 2003 года Постановлением Пра¬вительства РК № 497 присвоено Костанайскому инженерно-эко-номическому университету. И мы не можем не гордиться этим. В преддверии праздничных торжеств знаменитого соотечественника наш вуз в течение года провел большую работу, направленную на воспитание патриотических чувств студенческой молодежи.

А 19 ноября текущего года КИнЭУ провел Международную научно-практическую конференцию, посвященную 125-летию М. Дулатова «Дулатовские чтения-2010». В рамках конференции состоялась презентация открытого музея «М. Дулатулыньң рухани элемі». К нашей конференции был проявлен большой интерес научной общественности. Формат конференции мы использовали для продвижения слогана национальной идеи «Образованная страна - Образованная нация», которая определяется в проекте Государственной программы развития образования на 2011-2020 годы.

ДЕРЖАТЬ МАРКУ

В эти дни в Астане открылся Саммит ОБСЕ. Для каждого казахстанца большая честь и гордость, что именно у нас проходит это важное мероприятие. И каждый из нас понимает, что уровень и казахстанскую марку держать при таком статусе нужно во всех сферах. В том числе и в образовании. Сейчас, когда наша страна открыта миру, наша молодежь стремится соответствовать требованиям современного времени.

Система образования Республики Казахстан находится на этапе широкомасштабной модернизации, обусловленной стратегической политикой государства - войти в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. Образование Казахстана как открытая социальная система детерминирует политические, экономические, культурные общественные изменения, что усиливает приоритет значимости развития образования для государства, общества и каждого Казахстанца.

Именно с этой целью в Костанайском инженерно-экономическом университете одним из основных направлений выбрано развитие вуза как учебно-научного производственного комплекса, интегрированного в систему регионального образования и социальную сферу.

НУЖНО УМЕТЬ УЧИТЬСЯ

Сегодня образование необходимо понимать как экономические инвестиции, а не просто как затраты на социальные нужды. Инвестиции в человеческий капитал крайне необходимы для создания технически прогрессивной, производительной рабочей силы, которая может адаптироваться в быстро изменяющемся мире.

Человек не должен быть бездумным винтиком той или иной политической, идеологической, любой другой машины. Современному обществу нужна личность, самостоятельно, критически мыслящая, умеющая видеть и творчески решать возникающие проблемы. Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился учиться.

На мой взгляд, основаниями образовательной системы ново¬го поколения являются этика долга и доброжелательности, этика ответственности, пользы и блага. Опора на этические осно¬вания при создании и внедрении системы позволяет решать задачи формирования человека культурного. С этой целью в КИнЭУ разработана и реализуется целая серия социальных проектов, направленных на развитие личности студента.

В ходе реформ образования в ведущих странах мира (США, Великобритания, Франция, Германия, Канада и др.) именно это направление признано главным, и что особенно важно, Казахстан является активным участником внедрения Болонского процесса.

При этом выделяются три основные задачи: перестройка общей и профессиональной систем образования; рассмотрение принципов самостоятельной активности и осознанности познания в качестве ведущих принципов обучения и воспитания; интеграция средств информационных технологий в образовательный процесс

ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ ВСЕХ В РАЗВИТИИ КАЖДОГО

При этом важно иметь в виду, что каждая из этих задач не может рассматриваться самостоятельно. Только глубокая интеграция всех трех направлений, их взаимодействие и взаимообусловленность создают верный стратегический курс для современных систем образования. Важно также иметь в виду еще один фактор, который не может не отразиться на общей стратегии образования любой страны современного мира.

Дело в том, что период изоляции отдельных регионов, их самодостаточности в развитии прошел. Уровень современных промышленных, информационных, экологических технологий настолько сложен, что ни один регион, ни одно государство не в состоянии решать связанные с ними проблемы самостоятельно. Требуется глубокая интеграция различных государств, регионов. И мы сегодня являемся свидетелями того, что наша страна находится не на обочине развития мирового сообщества. Статус Казахстана в качестве председателя ОБСЕ выводит нашу страну на новый уровень восприятия в современном мире.

Решение о председательстве является признанием реальных достижений Казахстана в построении демократического общества, рыночной экономики и социально-ориентированного государства. Отсюда заинтересованность всех в достаточно высоком уровне развития каждого. Если один из членов сообщества оказывается на низком уровне развития технологий, он несет угрозу всему сообществу.

Мы оказались в чрезвычайно интегрированном мире. Поэтому выпускники вузов и колледжей, помимо прочего, должны обладать глобальным мышлением, знанием и пониманием процессов, происходящих не только в его регионе, стране, но и во всем мире. Это качественно новый взгляд на сущность образования.

ЭТО ПО СИЛАМ!

Если же обобщить все пере¬численные показатели, можно обозначить понятия, характери-зующие особенности образо¬ванной нации: непрерывное об¬разование, критическое мышле¬ние, динамичность, широта взглядов, проектная деятель-ность, коммуникабельность и самоорганизация.

Хотел бы отметить системность и настойчивость в образовательной политике нашего государства и Президента на достижение цели «стать образованной страной». К сожалению, со стороны общественности, специалистов-практиков больше критики, чем понимания, больше сопротивления, чем участия. На наш взгляд, менять надо отношение и доверие общества к этой очень важной для нашей страны цели.

Мы многое делаем для подъема престижа отечественного образования в материальном аспекте, в имиджировании ее на мировой арене. Важно убедить казахстанское общество, нас с вами, наших детей, изменить отношение к образованию в целом, и отечественному в частности, осознать его ценность, учиться и учить непрерывно, ответственно и нравственно. Сейчас важно сформировать преподавателя-педагога, не плетущегося в хвосте реформ, а способного быть авангардной линией общества и влиять на общественное мнение.

Этой осенью мы с нашими преподавателями много выезжали и плодотворно работали с партнерами из зарубежных вузов по вышеупомянутым проектам. В ходе обсуждений и наблюдения за работой зарубежных коллег я сделал для себя заключение, которым хотел бы поделиться. Провинциальная ментальность часто мешает нам осуществлять свои мечты. Необходимо однажды начать систематическую работу над своей робостью. Поверьте, наши преподаватели ничуть не хуже европейских, не хватает только широты взглядов, креатива. Проживание в небольших городках и преподавание не в самых крупных государственных и частных европейских вузах не является препятствием нашим коллегам быть в качестве модераторов в международных образовательных и научных проектах. И нашим людям, я полагаю, выполнить государственную задачу по продвижению мировых стандартов образования по силам. И даже по заслугам.

Костанайские новости, «Образованная нация» Сабит ИСМУРАТОВ, ректор Костанайского инженерно-экономического университета имени М. Дулатова, доктор экономических наук, профессор.